Помочь телеканалу Задать вопрос Оставить отзыв Youtube «Школа Шишкиного Леса» «Радость моя» детям
в Rutube

О телеканале. Блог

Игорь Марков: «Оператор — это художник, который пишет картину в движении»

Интервью

Оставлять сообщения могут авторизованные пользователи

Вход  Регистрация

Игорь Марков — оператор телеканала «Радость моя» («Ориентиры», «Песенка в подарок», «Непрофессионалы» и другие)

 

Человек, в жизни которого всё происходит последовательно и логично: детское увлечение фотографией переросло в профессию кинооператора, а школьная любовь — в прочные семейные отношения. Считает, что в жизни ему невероятно везёт на людей, именно встречи с тем или иным человеком становились толчком к существенным жизненным переменам, профессиональному росту. Сегодня Игорь Марков — высококлассный профессионал, специалист с обширной фильмографией, опытный оператор, болеющий за каждый отснятый кадр. На телеканал «Радость моя» пришёл четыре года назад. Пришёл… и сразу стал незаменимым человеком на съёмочной площадке, ведь благодаря ему самый смелый режиссёрский замысел становится реальным выпуском долгожданной программы.

 

Какие детские увлечения повлияли на выбор будущей профессии?

— Я родился и вырос под Москвой, в городе Дедовске. Это небольшой городок, в котором находится ткацкая фабрика, на ней и работала моя мама. А отец трудился на железной дороге. Так что знать о профессии кинооператора в детстве я не мог. Но я увлекался фотографией. Счастливая случайность позволила мне найти свою профессию. Однажды мы шли с мальчишками по улице и горячо обсуждали какие-то нюансы фотосъёмки, а сзади нас шёл молодой человек, который, послушав немного нашу болтовню, предложил прийти в его фотокружок. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что он является студентом ВГИКА! Именно он привёл меня к мысли о большом кино.

Значит, случай сыграл свою роль в Вашей судьбе?

— А ещё хорошие талантливые люди. Мне повезло: я попал на «Мосфильм», к знаменитому оператору Владимиру Михайловичу Климову. Думаю, что многие помнят фильмы этого кинооператора, заслуженного деятеля искусств, народного артиста Российской Федерации: «Сказки старого Арбата», «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», «Трагедия в стиле рок». Тогда он как раз начинал съёмки фильма «И ещё одна ночь Шахерезады». И я вместе с ним отправился на киностудию «Таджикфильм». Вот тогда-то и понял окончательно, что хочу этим заниматься профессионально. Поступил во ВГИК на кинооператорский факультет. С удовольствием учился, но с ещё большим удовольствием каждый год ездил на практику. С Владимиром Климовым я снимал фильмы «Багратион», «Начни сначала» с молодым Макаревичем. Незабываемое время!

Наверное, профессионализм во многом зависит от того человека, которого мы назовём Учителем?

— Конечно! Мне повезло, что довелось учиться у Климова. А после ВГИКА посчастливилось познакомиться с ещё одним мастером нашего дела. Я попал на студию «Ленфильм» к режиссёру Вячеславу Сорокину, который снимал фильм «Меченые», работал с ним в качестве оператора-постановщика. Это было начало 90-х, смутное время, когда вся страна смотрела по телевизору истории о тогдашней мафии. Наш фильм несколько уходил в сторону от общепринятой тенденции: главный герой его был этаким Робин Гудом нового времени.

Получается, что в профессию Вы пришли в трудное для отечественного кино время?

— Да, в 91-м киностудии опустели, большую часть павильонов отдали под магазины, торговые палатки, склады. Удручающе выглядели пустынные коридоры, зловещей была тишина… В общем в какой-то период я остался без работы. А потом появилась новая программа «Времечко», в которой мне и довелось поработать. Немного там, немного в компании «Московия» в «Останкино». И снова значимая встреча! Судьба свела меня с режиссёром детской редакции в «Останкино» Тамарой Павлюченко, которой был нужен оператор для фильма «Графиня Шереметьева». Получилось. Потом был «Грибоедовский вальс». А потом телевизионное объединение «Экран» прекратило своё существование. И опять пауза в работе.

Как в Вашей жизни появился телеканал «Радость моя»?

— На телеканале «Радость моя» оказался благодаря коллегам из компании «Класс!», созданной на базе бывшей детской редакции. Вместе мы делали много проектов, более тридцати, среди них — «До шестнадцати и старше», «Пока все дома». Но потом компания перестала активно снимать свои программы, и вот уже четыре года я работаю здесь, с режиссёром Ольгой Барыкиной. «Непрофессионалы», «Шишки», «Ориентиры», «Песенка в подарок», «Очень полезная программа» — мой рабочий график довольно плотный, и это очень радует.

Съёмка это сложный процесс?

— Не простой. Главное не пульт и камеры. Главное — ради чего всё это делается. Если зритель сопереживает герою программы, если он задумывается над тем, что происходит в кадре, если радуется, узнавая что-то новое — это и моя удача. Находки оператора складываются из каких-то мелких, маленьких компонентов. Работа оператора сродни творчеству художника: на нас работают и свет, и тень, и ракурс, глубина цвета. Видение художника субъективно, и у оператора тоже. Нам нужно прочувствовать настроение героя, подметить нюансы, чтобы подчеркнуть нужное. Оператор — это художник, который пишет картину в движении.

А если у вас плохое настроение, а нужно снимать радужную, весёлую программу?

— При любом настроении она будет радужной. Ведь речь идёт о профессионализме. Это даже первокурсник кинооператорского факультета знает! Самая трудная ситуация в операторской работе — это не съёмки в дождь, снег, бурю, на пожаре или во время наводнения. Самое страшное, когда режиссёр не знает чётко, чего он хочет.

Получается, что оператор полностью зависит от желаний режиссёра?

— Не совсем. Он получает задачу от режиссёра, а вот способы решения выбирает самостоятельно. Оператор много наблюдает за объектом перед съёмкой. Иногда так расстраиваешься, если герой программы перед съёмкой оживлён, эмоционален, интересен в беседе, а во время съёмки словно столбенеет, уходит в себя, слова забывает... Для нас, операторов, важно не торопиться. Иногда пишешь-пишешь — ничего не происходит в кадре. И вдруг в самом конце съёмки видишь появилась особенная реакция, человек раскрылся. И такая радость оттого, что ты дождался этого момента, поймал его. А ведь иногда вынужден выключать камеру раньше времени, при этом потеряв какой-то яркий эпизод. Это самое большое разочарование в работе.

Значит, самые большие трудности прячутся не в области физических нагрузок и технических нестыковок?

— Оператор всегда готов к трудностям. В этом плане показателен пример, который всегда приводят ещё в вузе будущим операторам. Вспомним фильм о покорении вершины, кадры, где альпинист взбирается на гору, наконец, он на вершине, укрепляет флаг. Он первый, счастливо улыбается в камеру. А кто за камерой? Тот, кто поднялся на эту вершину до него — оператор!

Что бы Вы пожелали молодым операторам, которые теперь учатся у Вас профессии?

— Жизнь надо показать так, чтобы она была интересна другим людям. Например, ты знаешь, что герой программы — человек хороший, добрый, значит, должен это показать с помощью камеры, просто обязан! Мы все: осветители, операторы, костюмеры, художники и гримёры — помогаем режиссёру рассказать историю, чтобы зритель увидел её. А увидеть её можно по-разному. И если в нашей работе не будет согласия, если мы будем говорить и думать на разных языках —  ничего хорошего, как бы мы ни старались, не получится.

— Как Вам кажется, чем программы телеканала «Радость моя» могут помочь телезрителям?

— Я встречаюсь со многими героями на съёмках, и знаете, что они говорят? Что в наших программах нашли ответы на многие вопросы, например, как воспитывать детей, как относиться к ближнему, как учиться радоваться жизни…  И это здорово!

Беседовала Оксана Приходько

Ершова Ирина
Ершова Ирина Главный редактор интернет-проектов
5 ноября 2013 просмотров: 3566 1
© 2008—2024, ДСОТ «Радость моя» Все права защищены.
Лицензия на осуществление телевизионного вещания серия ТВ
№ 29894 от 26.07.2019 г. выдана Некоммерческому партнерству «Производящая телевизионная компания «ПТК»