Помочь телеканалу Задать вопрос Оставить отзыв Youtube «Школа Шишкиного Леса» «Радость моя» детям
в Rutube

О телеканале. Блог

Владимир Барышников: «Чтобы зритель услышал живой звук, нужно удалить, отсечь все, что мешает восприятию»

Интервью

Оставлять сообщения могут авторизованные пользователи

Вход  Регистрация

Звукорежиссёр программ и фильмов телеканала «Радость моя»

Родился и вырос в Москве, получил прекрасное образование: две школы — английская и музыкальная, два вуза. Ещё в юности понял, что хочет заниматься «звуком», поэтому все дальнейшие стечения жизненных обстоятельств воспринимал с благодарностью, как возможность получить необходимый опыт для осуществления заветного желания. Долгое время занимался концертным звуком: работал с известными эстрадными исполнителями. Но настоящее удовлетворение начал получать, работая звукорежиссером на телеканале «Радость моя». Считает, что в материал, с которым работаешь, нужно непременно влюбиться. А на телеканале «Радость моя» это происходит само собой.

Каким было Ваше детство?

— Я москвич в третьем поколении, окончил английскую спецшколу. Точнее, это была общеобразовательная школа №61 с углублённым изучением иностранного языка и преподаванием ряда предметов на английском языке. Учиться было очень интересно, жизнь была насыщенной. Активное участие во внеклассных мероприятиях — концертах, постановках, спорт: волейбол, плавание. Не верю тем, кто говорит, что о школьных годах нечего вспомнить! Если главным увлечением было покурить на заднем дворе и почесать языком — тогда, конечно.

А когда задумались о будущей профессии?

— Первое высшее образование у меня техническое, а вот много позже окончил институт работников кино и телевидения. Так получилось, что еще в школе участвовал в музыкальном оформлении дискотек, праздников, концертов. Но тогда я не понимал, что это может стать профессией. Однажды, будучи студентом, познакомился со звукоинженером ночного клуба, в 90-е это была диковинная профессия. Я решил любым способом набраться опыта, подошёл к директору клуба и сказал: «Готов работать дворником, уборщиком, но лучше — звукорежиссером!». Мне выписали пропуск и разрешили приходить, осваивать специальность. Так все и началось. Я учился в институте и параллельно занимался тем, чем полюбил заниматься — звуком. Так я стал концертным звукорежиссером и 10 лет колесил по стране с такими эстрадными звёздами, как Алиса Мон, Виктор Салтыков, Григорий Лепс, группа «Балаган Лимитед» и многие другие. А в 2003 году понял, что полученных навыков мне не хватает, что без специального образования дальше мне не обойтись. Поэтому окончил курсы в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (ИПК) и получил специальность «Звукорежиссёр кино и телевидения».

Звукооператор, звукоинженер, звукорежиссёр… Современное телевидение трудно представить без таких специалистов. Так в чём суть профессии звукорежиссёра или как ещё принято иногда называть «звукача»?

— Помните мультфильм о том, как замечательно открывать и закрывать глаза? Попробуйте то же сделать с ушами. Представьте, что вы ничего не слышите. У вас есть картинка, которую нужно озвучить: хотите — музыкой, хотите — словами, хотите — шумами. Это такое волшебство, некий сказочный обман… Например, актёр придумал, каким голосом, с какими интонациями говорит его герой. Но голос, звучащий при записи и при воспроизведении — далеко не одно и то же. И чтобы задуманное не отличалось от воспроизведённого, чтобы звук получился живым, звукорежиссёр должен провести большую работу. Когда есть идея, можно биться над её реализацией, искать способы её воплощения. Поможет опыт, техника, воображение… Иногда достаточно вспомнить немое кино, звуки, которыми наполняет картину тапер — и вот у тебя уже возникает представление о том, как будет звучать выпуск программы. Конечно, моя профессия в большей степени творческая, чем техническая. Согласен со словами Сергея Эйзенштейна, который утверждал, что «современное кино мощно воздействует на человека и по праву занимает одно из первых мест в ряду искусств». Уверен, это справедливо и для телевидения.

Получается, звукорежиссёр может сделать со звуком невозможное?

— Есть хороший анекдот об этом. Пианист старательно исполняет свою партию для записи. Уставший звукореж говорит ему: «Вы сыграйте, пожалуйста, гамму, остальное я сам соберу». Это, конечно, преувеличение, шутка. Главные этапы моей работы: придумать, записать, воплотить для зрителя. Вот и подбираешь, слушаешь, и в итоге в конце рабочего дня выпуск «звучит». От опыта, технических возможностей тоже многое зависит. Иногда приходится бороться с соблазном сделать что-то необычное, приходится балансировать между общепринятыми и новыми художественными приёмами — иногда спорными, неоднозначными. Порой по законам физики просто невозможно сделать то, что хочет получить от тебя режиссёр, в этом случае ищу компромисс или стараюсь переубедить коллегу. В спорах — исключительно творческих — и рождается истина!

Похоже, Ваша профессия находится на стыке многих направлений…

— Так и есть, профессия  звукорежиссера — своего рода производная от эстетики, этики, музыки, речевого и слухового анализа, физики и даже анатомии… Знания и умение учитывать многие факторы позволяют мне оставаться звукорежиссером широкого профиля — проводить работу от первичной записи до финального этапа сборки музыки, подкладки шумов, озвучания, приведения фонограммы к техническому стандарту. Другими словами, я делаю всё, чтобы донести задуманное до зрителя.

Наверное, каждый звукорежиссер обладает абсолютным слухом. У Вас есть музыкальное образование?

— Конечно! По классу фортепиано. Уверен, что каждый человек должен иметь хотя бы начальное музыкальное образование. Почему-то считается, что ребенок должен обязательно окончить общеобразовательную школу, спортивную, а музыкальную в любой момент бросить. Это несправедливо. Можно не быть музыкантом, но узнавать и понимать настоящую музыку необходимо. Мои дети тоже окончили музыкальную школу, Знаю, что это было необходимо для формирования их внутреннего мира, для гармоничного развития их личности. И по тому, что они слушают, как реагируют на звуковые потоки экрана и динамиков, я понимаю, что не ошибся!

Наверное, трудно жить в огромном мегаполисе человеку «чутко слышащему»?

— Я умею отключаться. Резкий звук раздражает, но зато приятные созвучья мне доставляют больше удовольствия, чем многим. А вообще-то самый приятный звук для меня — это тишина. Она позволяет сосредоточиться на своем внутреннем мире. Использую известные слова Огюста Родена: «Берем глыбу и отсекаем все ненужное». Может быть, излишне пафосно, но со звуком — так же. Чтобы услышать тишину или настоящий звук, нужно отключить все остальное. Чтобы создать звуки, существующие в реальном мире и даже несуществующие, дать их услышать зрителю, мы, звукорежиссеры, удаляем, отсекаем все ненужное, что мешает восприятию.

А как Вы попали на телеканал «Радость моя»?

В один прекрасный момент я понял, что ездить с концертами уже не хочется, что моя работа больше не предполагает внутреннего и профессионального развития. Да и семейная жизнь требовала оседлости: дочь и сын нуждались в моем внимании. А после Нового года в 2004 году наступил мертвый сезон в работе, поэтому предложение попробовать себя на «Радости моей» воспринял… с радостью! Я пришёл в студию как раз в день первого эфира «Шишкиного леса» — 7 января. Да так и остался.

Какие программы, фильмы прошли через ваше «ухо»? Какими особенно дорожите?

— Наверное, проще сказать, какие не прошли. А те, которые прошли, все для меня дороги. Ты должен полюбить материал, с которым работаешь, иначе у тебя ничего не получится. Очень люблю все детские программы. В детской редакции особый коллектив: там собрались яркие творческие личности с огромным желанием работать, придумывать, творить. Это заражает! Ты уже не можешь уйти домой, не закончив начатое — ведь дети ждут новый выпуск программы! Поэтому, забыв обо всём, до часу ночи, а то и до двух, мы оставались на рабочем месте. Женщина сказала бы в этой ситуации о программах — «выношенные», я, как мужчина, скажу — «долгожданные».

Есть ли у вас заветная мечта?

Мне очень нравится то, что я делаю сейчас. Радуюсь, когда гостями студии становятся интересные люди. Программа может быть отличной и по качеству звука и картинки, но это не будет иметь значения, если происходящее на экране не трогает тебя, «не цепляет». Ведь в этом случае это не тронет и душу зрителя. А вот если ты с упоением следишь за тем, что говорит гость, ведущий, актёр, ты выложишься по полной. А это значит, твоя работа станет сбывшейся мечтой. 

Беседовала Оксана Приходько

 

 

Ершова Ирина
Ершова Ирина Главный редактор интернет-проектов
9 октября 2013 просмотров: 3675 2
© 2008—2024, ДСОТ «Радость моя» Все права защищены.
Лицензия на осуществление телевизионного вещания серия ТВ
№ 29894 от 26.07.2019 г. выдана Некоммерческому партнерству «Производящая телевизионная компания «ПТК»