Сообщить об ошибке Помочь телеканалу

Дорога к Храму. Блог

Религиозный человек по природе — человек неравнодушный, ему везде интересно!

События

Оставлять сообщения могут авторизованные пользователи

Вход  Регистрация

На вопросы редакции сайта «Радость моя» ответил консультант и один из авторов проекта «Дорога к Храму», кандидат богословия и культурологии, член Союза писателей, диакон Илья Кокин.

 

— В конце января на XX Международных Рождественских образовательных чтениях состоялась презентация проекта «Дорога к Храму». Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви он был рекомендован как новый инструментарий для преподавания основ православного вероучения. Как Вы можете охарактеризовать такое определение? 

— Я бы начал с названия проекта. Как мне кажется, в самом названии «Дорога к Храму» заключен глубокий смысл. Христос говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6). Эти слова указывают на то, что Христос не только в Церкви, в Храме, Он не только истина и жизнь, Он ещё и путь, то есть Он ещё и ведёт человека к Храму. Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2,4). Господь подает каждому ищущему путеводную нить, а наша задача — сделать её чуть более осязаемой. Наше пособие не является учебником. Его предназначение — именно «пособúть», помочь преподавателям воскресных школ, учителям, которые ведут курс «Основы Православной Культуры» и просто родителям, которые желают, чтобы их дети выросли христианами, нашли свою дорогу к Храму.

— Как пользоваться пособием?

Мы (разработчики и авторы пособия) старались, чтобы любой, кто захочет воспользоваться пособием, легко понял, как это сделать. Нам бы не хотелось, чтобы педагоги, собрав детей, с важным видом зачитали чужой текст и потом показали указанную в каталоге программу. По каждой из тем намечен лишь план разговора. Мы бы хотели, чтобы преподаватели творчески подошли к своим задачам — пропустили через себя наши идеи и сами бы подобрали те слова и образы, которые будут доступны именно тем детям и ученикам, с которыми предстоит общение. Только искренний и живой диалог с ребёнком поможет ему серьёзно отнестись ко всему тому, что ему расскажут. Мы же, прежде всего, стремились представить детям понятия о христианском мировоззрении в необходимо-достаточной для этой аудитории целостности. Поэтому тематическая структура пособия также имеет свой определённый смысл.

— На что, по Вашему мнению, должны обратить внимание педагоги при использовании пособия — прежде всего?

Прежде всего, до детского сердца очень важно донести мысль о том, что мир глубже, многограннее и сложнее, чем кажется, вот почему, перед темой «Бог», мы ввели тему «Мир видимый и мир Невидимый». Своим ученикам я обычно привожу такой пример. Представьте себе, что вы идёте по старинной улочке какого-нибудь маленького европейского городка. Вы в этой стране уже несколько дней и побывали в пяти городах — все они такие же старинные и миленькие. И вот вы бодрым шагом выходите на центральную площадь города и видите: вот церковь, там орган и витражи, вот городская ратуша, там вообще ничего интересного, вот магазин с сувенирами всё одно и то же! Ага, вон Макдоналдс — нужно перекусить, купить магнитиков и можно уже ехать дальше.

Но вот, теперь представьте, как по той же самой улице идёт другой человек, это местный житель, более того — он краевед, знаток местной истории. В одном из окон на втором этаже он замечает занавески чёрного цвета — они висят там с тех пор, как в XIII веке из этого города в Крестовый поход ушёл славный рыцарь, а в этом доме как раз жила его невеста. Рыцарь погиб, и в знак траура девушка повесила на окне своей комнаты чёрные занавески. С тех пор владельцы дома поддерживают эту традицию. И эта всего лишь одна из деталей одного из домов на одной из улиц этого города! А наш краевед про каждый из домов своего города мог бы рассказать с десяток трогательных, забавных, романтичных или трагичных историй. И вот он идёт по самой обычной улице, и все эти истории, образы и воспоминания в который раз всплывают в его памяти, в который раз вызывают соцветия всевозможных чувств. А наш турист прошёл мимо, и в голове у него была лишь картошка-фри…

Мы тоже очень часто живём как «потребители», мы знаем о мире, как нам кажется, главное: «Вот это стол – за ним едят, вот это стул — на нём сидят» — и всё… Материальный мир — это мир, увиденный глазами «туриста», «потребителя». Конечно же, мы не должны становиться «туристами» и «потребителями» в этом мире. Если мы поймём, что наш мир глубже, таинственнее и удивительнее, тогда наша обыденная жизнь заиграет свежими, ранее неведомыми красками, новыми нюансами и аллюзиями. Религиозный человек по природе — человек неравнодушный, ему везде интересно, а «потребителю» везде будет скучно: и дома, и вдали от дома — везде всё одно и то же.

— А чем вообще отличается религиозное мышление от нерелигиозного?

Религиозное мышление — особое, его называют еще «образно-поэтическим», т.к. каждый верующий по-своему поэт, для него весь мир «зарифмован», наполнен особым смыслом и глубиной (быт превращается в бытие!). Прошлое «рифмуется» с настоящим и будущим, мир горний — с миром дольним. Верующий вслед за Ф.И. Тютчевым может сказать: «О вещая моя душа, о сердце полное тревоги, о как ты бьёшься на пороге как бы двойного бытия»! Мы никогда не бываем одиноки (и в этом одно из значений слова «религия», которое происходит от слова religare — «соединять»), мы всегда связаны с миром, где живёт Бог, ангелы и святые. У каждого из нас есть Ангел Хранитель. Иначе говоря, главное — не просто показать ребёнку, о чём думают верующие люди, но и объяснить, как они думают, как они чувствуют.

— Когда мы разговариваем с детьми о христианском вероучении, то обязательно рассказываем им о таком понятии, как Промысл Божий. Как Вам кажется, не существует ли опасность, что ребенок воспримет Божественный порядок как предопределение, как некую заданность, которую невозможно изменить?

Да, и это вторая важная тема, которую необходимо затронуть при разговоре с детьми.Я бы даже сказал, что об этом надо говорить с детьми постоянно.По своему опыту я знаю, что у детей (особенно у подростков) вызывает огромный интерес тема судьбы и смысла жизни. К чему мы предназначены? Зависит ли наша жизнь от нас или какие-то высшие силы всё решили за нас? Христианство, в отличие от других религий, утверждает удивительную вещь — Господь дал человеку полную свободу, только сам человек может ответить на вопрос: с Богом он или нет? Когда Господь творит человека, Он произносит слова: «Сотворим человека по образу Нашему [и]? по подобию Нашему» (Быт.1,26). К кому обращается Господь? Согласно традиционному христианскому толкованию, Бог Отец обращается двум другим Лицам Святой Троицы. Но есть и другое, менее расхожее толкование — Бог обращается к самому человеку, Он как бы говорит: мы с тобой вместе должны сотворить из тебя человека, только совместными усилиями Бога и человека человек может достигнуть богоподобия. В видеоматериале пособия есть немало примеров из жизни древних святых и наших современников, которые ответили согласием на Божественный призыв, подобно Богоматери, сказавшей архангелу: «Се, раба Господня» (Лк.1,38). Эти примеры особенно действенны, вообще пример всегда действеннее слов.

— А этот выбор — с Богом ты или нет — он делается однажды, раз и навсегда, или человеку приходится совершать его неоднократно?

Фактически, каждый раз, когда мы делаем выбор между добром и злом, мы для себя решаем: с Богом мы или нет? И это ещё одна важная тема, о которой необходимо рассказать ребёнку. Христианин подобен былинному богатырю, который то и дело оказывается на перепутье, и каждый раз нам приходится выбирать: терять голову, коня или богатство? О подобном выборе говорит и Спаситель: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её. Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8,35-36). Христианство воспитывает человека достойного вечной жизни — доброго, открытого, благородного, честного, справедливого, позитивного — каждый хотел бы иметь такого друга, да и сам хотел бы стать таким. Только такой человек может быть счастлив, злой — нет! Поэтому зло — это, прежде всего, не провинность перед Богом, а то, что мешает нам быть хорошими, счастливыми.

— На дисках представлено более сорока видеопрограмм телеканала «Радость моя». Среди них довольно много анимационных проектов — адресованных как детям, так и взрослым.

И это естественно. Ведьсамо слово «анимация» происходит от слова anima «душа» — это образный, «душевный» язык, столь понятный каждому ребёнку, ведь он не только заставляет думать, но и вызывает эмоции, а это очень важно, причём не только для детей, но и для взрослых. Вот почему Сам Господь предпочитал проповедовать именно с помощью образного языка притчи. Вообще для того, чтобы поверить, нужно посмотреть на мир детскими глазами: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18,3).

— Не могли бы Вы сказать некое напутственное слово тем людям, которые собираются воспользоваться пособием «Дорога к Храму»? 

Мнебы хотелось сказать простую, но важную вещь: для того, чтобы воспитывать, нужно и самому быть воспитанным, поэтому каждый педагог и родитель должен сам духовно развиваться и идти вперёд по дороге к Храму.

Беседовала Ирина Ершова

Зинаида Кудрина
Зинаида Кудрина Руководитель интернет-проекта
2 февраля 2012 просмотров: 3823 1
© 2008—2016, ДСОТ «Радость моя» Все права защищены.
Лицензия Россвязькомнадзор
ТВ № 13815 от 14.08.2008 г.